728*90
Древний город Псков
903 - 2024 годы
 
Маршрут № 1
Кремль. Довмонтов город

Маршрут № 2
Проходит по центру города

Маршрут № 3
Проходит по местам воинской славы средневековья и ВОВ
Маршрут № 4
Проходит по центральной части Пскова и улице Гоголя.

Маршрут № 5
Проходит по Октябрьскому проспекту - центральной магистрали Пскова.
Маршрут № 6
Проходит по территории Запсковья: улицам Леона Поземского, А.И.Герцена.

Маршрут № 7
Проходит по району Завеличья
 

 

 



 

 

На родине Князя Владимира (страница 3)

Деревня Будник. Часовня Святого Владимира

*** На рисунке справа «Часовня Святого Владимира» в деревне Будник

Церковная археология этого периода на северо-западе России - дело будущего. Впрочем, здесь немаловажен и тот факт, что Будник вместе с деревней Плаксино (см. ниже) составляет восточную окраину довольно плотного скопления ольгинской топонимики и сопутствующих ей преданий о княгине Ольге, то есть зоны устойчивой фольклорной традиции, восходящей к летописному времени. Так-что не исключено, что, в конце концов, церковь Богородицы 969 года придётся привязывать к «веси Будутиной», а не наоборот.

Несколько замечаний есть и относительно этимологии современного названия деревни Будник. Согласно словарям русского языка XI-XVII и XVIII веков (Изд. «Наука», 1975; 1985), слово «будник» обозначает крестьянина, приписанного к будному стану, майдану или к поташному, или смолочужному заводу и занимающегося приготовлением золы. Однако это обозначение встречается только в исторических источниках XVII-XVIII веков. В Псковском областном словаре слово «будник» обозначает сарафан, который носили по будням, - то есть будничную одежду. Не исключено, что где-нибудь в XVII или XVIII веках непонятное название типа «Будутино» или «Будятино» могло замениться на всем понятное тогда слово «Будник». Само же древнерусское наименование веси - Будутино или Будятино - притяжательное от личного имени типа «Буди-мир», сокращённо - «Будята».

Если же собрать все варианты названия этой деревни и принять отождествление её с летописной весью Будутина - Будятина, можно построить следующую цепочку: Будутина весь (Будетино село) - Будятин — Будятник - Буденик - Будник.

Итак, для локализации летописного названия «Будутина весь» или «Будутино село» в Буднике есть некоторые основания - тем более, что легендарная родина княгини Ольги в районе Выбут, то есть совсем недалеко от Будника, соотносится с многочисленной топонимикой (20 топонимов и микротопонимов!) и микротопонимикой в зоне освоения не позднее первой половины X века, что явствует из результатов археологических исследований. Кроме того, современные историки всё более склоняются к мнению, что на севере Восточной Европы - в районе Пскова и его окрестностей — у княгини Ольги были собственные земельные владения, своего рода ранний феодальный домен, и она самостоятельно распоряжалась в пределах этого домена. В этом случае, понятно, что и ключницу Малушу она сослала именно в эти свои владения, под бдительный надзор.

В связи с тем, что князь Владимир родился в Будутиной веси, которая — с большой долей вероятности — отождествима с Будником, для нас представляет интерес и личность его матери. Весьма осведомлённая «Подробнейшая История Государей Российских» сообщает: «...бе у Ольги девица ключница вельми красна имянем Мауса, Святослав же взя ю к себе на ложе, она же зачат от него и роди ему сына Владимира...».

Итак, Малуша была ключницей при княгине Ольге. Должность ответственная - ведение всего хозяйства. Летопись сообщает:

«Володимер бо бе от Малуши (Вариант: Малки. - А.А), ключнице (Вариант: милостьнице - А.А.) Ользины, сестра же бе Добрыни, отец же бе има Малк Любечанин, и бе Докрыня уи (Дядя поматери - А.А) Володимиру» - Должно быть, Малк Любечанин, то есть житель города Любеча, был знатным и известным человеком, если уж летопись его знает. А вот Малуша, казалось бы, была в милости у Ольги, раз уж она «милостьница». Но всё не так просто. Известно, что «милостник» - должность; «милос-тники», наряду с «отроками» и «детскими» входили в число дружинных элементов. Известный петербургский историк Фроянов полагает, что милостники - это, прежде всего, младшие дружинники, поскольку в летописях есть упоминания о «милостьных конях» и «милосьном оружии». Эти люди находились на княжеском содержании. Однако допустим, что им приходилось заниматься и вопросами домашнего хозяйства. В самом деле, трудно представить Малушу на коне и с оружием в руках. А вот известный социальный статус должность «милостника» обеспечивала. Прежде всего, это, несомненно, вольные люди в силу своего военного статуса. То же самое можно говорить и о Малуше. Итак, «милостник» - это определённая должность с фиксированным статусом.

А вот в 980 году, когда князь Владимир сватался к полоцкой княжне Рогнеде, та ответила гордым отказом: «...не хочю разути робичича». Здесь имеется в виду древнерусский обряд разувания мужа женой. Робичич - сын рабыни. Отсюда, вроде бы, следует, что мать Владимира Малуша - рабыня. Что-то здесь не так: сначала - в милости у княгини, на ответственной должности с социальным статусом представителя младшей дружины, то есть свободного человека, - и вдруг рабыня. Одно из житий также сообщает, что Владимир родился «...от Малуши, от Мауси». Под 1000 годом в летописи находим короткое сообщение: «Преставися Малфредь». Есть предположение, что это - известие о смерти матери Владимира Малки - Малуши, где она названа полным именем. А имя это - скандинавское. По-видимому, на ответственные должности Ольга - Helga брала своих людей. Но тогда может быть понятно и таинственное «мауся»: в германских языках - шведское mys, немецкое Mans и других - означает «мышь». Малуша - мауся, Малуша - мышка - прозвище в смешанной славяно-скандинавской среде ранней Руси, достаточно вероятное и для должности ключницы вполне подходящее. Наверное, роста она была невысокого, а должность у неё была хлопотливая.

Страницы: - 1 - | - 2 - | - 3 - | - 4 - | - назад -

Наверх